В основе расстройства аутистического спектра лежит три основных группы симптомов:

  1. Нарушение социального взаимодействия: то, как ребенок общается с детьми и взрослыми.
  • Ребенок ведет себя так, будто настроен «на свою волну», его сложно чем-то заинтересовать, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.
  • не улыбается в ответ на улыбку
  • не реагирует на свое имя
  • не любит и даже сопротивляется телесному контакту с родителями, ласкам, объятиям
  • Может не замечать, дома ли его родители, когда уходят и когда возвращаются
  • может даже расстраиваться, когда кто-то включается в его игры
  • не проявляет интереса к играм других детей

2. Нарушения коммуникации: как человек разговаривает, пользуется жестами и мимикой. Дети с РАС позже начинают говорить и не пользуются жестами. Вместо этого пользуются руками других людей, подводят взрослых к нужным им предметам.

    • избегают контакта глаза в глаза
    • автоматически повторяют слова по несколько раз (эхолалии), снова и снова повторяют одни и те же цитаты из м\ф, книжек или фразы, услышанные от других.

    3. Стереотипные, повторяющиеся движения, нарушения в поведении – своеобразие игр и интересов.

      • Играют в игрушки необычным образом: например, выстраивают из в ряд или раскидывают. Или играют предметами, не предназначенными для игр: шнурками, крышками от кастрюль. Сами игрушки не использует по назначению
      • Совершают повторяющиеся действия
      • Двигаются необычным образом: по-особому ходят, встряхивают руками, бегают по кругу, кружится вокруг своей оси
      • У детей с РАС часто бывает обостренная чувствительность: они с трудом переносят шум, музыку, мигание лампочек, прикосновения (особенно к голове, волосам), запахи.  При громких звуках, музыке затыкают уши, при прикосновениях начинают кричать, плакать. Им может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Им важно находиться в привычной для них обстановке, носить привычную одежду. Иногда необходимость надеть новую одежду,  смена обоев в комнате или перестановка мебели может привести к срыву, нежелательному поведению: возбудимости, агрессии.

      Также достаточно часто у больных встречаются неспецифические проблемы, характерные для других психических расстройств: страхи, возбуждение, нарушения сна и привычек приема пищи, приступы ярости, агрессия, самоповреждения, судорожные приступы. У 10-30%  детей с РАС развивается эпилепсия. Также при некоторых формах аутистических расстройств страдает интеллект.